События

27 февраля 2012 г.

"Валерий Гергиев рассказал о Сергее Прокофьеве и Чулпан Хаматовой" ("Известия")

Худрук XI Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев представил грядущий форум и президентские выборы.

Пресс-конференция по традиции проходила на Тверской, 13. Пасхальный фестиваль вообще очень ценит и бережет свои маленькие и большие традиции. И в частности, ежегодную беседу Гергиева с общественностью, где маэстро не только представляет очередной фестиваль, но и рассуждает об актуальных вопросах политики — музыкальной и вообще. Своего рода аналог «Разговора с Владимиром Путиным».

Пресс-конференция продолжалась более двух часов, из которых на вопросы журналистов были отведены лишь финальные минуты. Разговор о Пасхальном фестивале занял не больше половины времени, но сначала всё же шел о нем.

11-й фестиваль будет протяженнее предыдущего и потому превзойдет его числом концертов — их ожидается около 150. Как и Второй Пасхальный, он будет посвящен любимому композитору Гергиева Сергею Прокофьеву (тогда, в 2003-м, отмечалось 50-летие со дня смерти, теперь настало 120-летие со дня рождения). К циклу из семи симфоний (он тоже уже звучал в Москве в 2003-м) добавятся и все фортепианные концерты Сергея Сергеевича.

Солисты-пианисты господствуют в списке нынешних нерезидентов фестиваля. Даниил Трифонов, Александр Торадзе, Кристиан Блэкшоу, Алексей Володин, Олли Мустонен, Барри Дуглас и Денис Мацуев — целая бригада виртуозов, умело разведенных по разным концертам и не пересекающихся.

Разбавлять мужскую компанию гостей будет лишь вагнеровская львица Нина Штемме, которой предстоит осилить (вместе в Ферруччо Фурланетто) третий акт «Валькирии».

Одной из самых медийных акций обещают стать «Египетские ночи» Прокофьева в прочтении Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова под руководством Валерия Гергиева — своеобразное трио, в котором сойдутся герои трех широко обсуждаемых сейчас предвыборных роликов.

То и дело отвлекаясь от анонсирования фестиваля, маэстро Гергиев затронул едва ли не все насущные темы последних месяцев.

Он выразил желание построить на месте гостиницы «Россия» концертный зал, который «утопал бы в зелени» и стал главной столичной площадкой для исполнения классической музыки. Попутно Гергиев слегка «прошелся» по Московской консерватории, объяснив, что всякий раз, играя в ее Большом зале (являющемся главным залом Москвы на протяжении столетия), он чувствует, что отнимает площадку у студентов.

— Главная задача вуза — воспитывать музыкантов, — намекнул маэстро. Однако присутствовавший на встрече проректор консерватории Александр Бондурянский заверил Гергиева, что его концерты «отнюдь не мешают студентам». И действительно, на чем расти юным дарованиям, как не на примере лучшего симфонического оркестра страны?

Вспомнив прошлогодний конкурс Чайковского, Гергиев дал понять, что в некоторых специальностях, особенно вокальной, он ожидал гораздо более высокого уровня.

Еще больше досталось руководителям отдельных российских городов, в частности, Новосибирска.

— В двухмиллионном городе нет концертного зала — это за гранью возможного, — сетовал Гергиев. — Вот в Омске ведь взяли и построили за восемь месяцев.

В адрес липецкого губернатора от дирижера прозвучало предупреждение:

— На концерте в Липецке губернатор выбежал на сцену и сказал: «Обещаю при всех, что через полтора года у нас будет новый зал». Я помню об этом. Прошло восемь месяцев. Надеюсь, всё будет в порядке.

От темы регионального строительства Гергиев плавно перешел к воспоминаниям о декабрьском «Разговоре с Владимиром Путиным»: напомню, тогда давние друзья увлеченно общались друг с другом в эфире около 15 минут.

— Я не знал, о чем буду спрашивать, — признался маэстро. — Все волновались, не скажет ли кто-нибудь что-то лишнее. — И повторил свое утверждение, прозвучавшее тогда на всю страну:

— Концертный зал не может стоить больше миллиарда рублей. Если требуют больше — значит, уже не все честно.

Гергиев вспомнил и про Сирию с Ираном, и про мировой кризис, и, разумеется, про российские выборы:

— Я глубоко уважаю людей, которые в зимнюю стужу выходили на Болотную площадь. Но когда начинается целая волна критики в адрес Чулпан Хаматовой, меня это удручает. Вы что, считаете, что человек не может иметь позицию, отличную от вашей? Если я поддержу Владимира Путина, это потому, что у меня есть своя позиция. Или вы думаете, что я это делаю за какую-нибудь медальку?

Остальные участники встречи говорили немного и преимущественно о маэстро. Сергей Капков сказал Гергиеву: «Это не мы вас поддерживаем, это вы нас поддерживаете», Виктор Садовничий назвал дирижера «великой личностью», а давний спонсор дирижера графиня Йоко Ческина подытожила: «Вам очень повезло, что вы живете в одной стране с Валерием Гергиевым».

Валерий Абисалович в этот момент переговаривался с митрополитом Иларионом, чье сочинение прозвучит на Торжественном открытии хоровой программы Пасхального фестиваля.

25 февраля 2012, 17:01 | Ярослав Тимофеев

Все материалы раздела «События»


Архив программ:

Закрыть